Современном мир динамично развивается и требует ему соответствовать –появляются новые специальности, требующие соответствующей квалификации и опыта. Одна из них аккаунт-менеджер. Что это за специалист и чем он занимается? В чем плюсы и минусы его профессии? На эти вопросы постараемся ответить в этой статье.
Содержание
Показатели эффективности аккаунт-менеджера
В каких сферах работают аккаунт-менеджеры?
Какие качества нужны хорошему аккаунт-менеджеру
Аккаунт-менеджер это кто?
Аккаунт-менеджер профессия для тех, кто любит общаться и готов решать поставленные клиентом задачи. Почти все его рабочее время уходит на переговоры с клиентами, членами команды и другими участниками проекта.
Кто такой аккаунт-менеджер? Это сотрудник компании, который является связующим звеном между ее командой и клиентом. Его задача организовать рабочий процесс так, чтобы обе стороны остались довольны, заинтересовать, удержать и приумножить постоянных заказчиков.
Обязанности:
- Грамотно представлять и продвигать услуги компании.
- Выслушать и зафиксировать все пожелания заказчика. Четко донести их до участников команды.
- Создать бриф заказа. Совместно с другими работниками разработать и презентовать план исполнения заказа. Составить и согласовать перечень работ, распределить обязанности, контролировать сроки и качество выполнения задач.
- Находить решения для любых нестандартных ситуаций, чтобы не пострадало качество и цель задумки. При этом нельзя потерять клиента, а также идти вразрез с интересами людей, которые работают над проектом.
- Аккаунт-менеджер выстраивает надежные и долгосрочные отношения с клиентами, отчитывается о каждом этапе работы, занимается анализом эффективности деятельности, создает программы лояльности для новых и постоянных заказчиков.
У хорошего аккаунт-менеджера всегда должно быть несколько вариантов решений, которые он может предложить заказчику. По работе ему придется взаимодействовать с проектировщиком сайтов, копирайтерами, SEO-специалистами, разработчиками контекстной рекламы, аналитиками. И уметь разбираться в их специфике.
Аккаунт-менеджер не занимается продажами, его задача участвовать в бизнес-проектах, контролировать и корректировать работу других отделов.
Типы аккаунт-менеджеров
В зависимости от видов взаимоотношений и обязанностей аккаунт-менеджеры, как и курируемые ими проекты, бывают двух типов B2C и B2B. В первом случае речь о компании, реализующей товары для конечного потребителя – рядового розничного покупателя. Во втором о компании, предлагающей товары другим продавцам для дальнейшей реализации. B2B не работает с конечным потребителем. С учетом этого различаются клиенты и обязанности аккаунт-менеджеров.
Сравнение типов аккаунт-менеджеров
Тип |
B2C |
B2B |
Кто является клиентом |
Физическое лицо |
Различные компании |
Описание клиентской базы |
Обширная, разнообразная, поскольку услугами могут пользоваться физические лиц, работающие в разных сферах деятельности. |
Не большая, состоит только из подходящих для сотрудничества компаний. |
Основные цели менеджера |
Выступать в роли администратора, решать проблемы клиента. |
Помогать клиенту развивать его бизнес, работа требует полного погружения, умения вникать в детали. |
Рабочие задачи |
Помочь клиенту оформить заявку и все необходимые документы, вовремя отдать ему заказ. |
Придумать стратегию развития, менеджер может влиять на бизнес заказчика. |
Опыт, образование |
Подходит для новичков для наработки опыта. |
Требуется специальное образование, опыт и разнообразные навыки. |
Показатели эффективности аккаунт-менеджера
У менеджера по работе с клиентами есть определенные показатели, которые косвенно помогают контролировать качество его работы.
К основным показателям относят:
- Пролонгация. Желание клиента продлить договорные отношения с компанией.
- Учет количества ушедших клиентов.
- Показатель кросс-продаж. Количество дополнительных товаров или услуг, которые удалось продать во время сотрудничества.
Для компании показатель эффективности работы аккаунт-менеджера количество удовлетворенных клиентов и прибыль, которую удалось получить от сотрудничества.
В каких сферах работают аккаунт-менеджеры?
Менеджер по работе с клиентами нужен везде, где требуется общаться и договариваться с людьми. Это сервисные центры, студии, которые оказывают дизайнерские, полиграфические, рекламные услуги. Хорошие специалисты нужны в компании, которые занимаются грузоперевозками, автоматизацией процессов в бизнесе.
Аккаунт-менеджер вполне может построить успешную карьеру. Для этого у него есть 2 пути:
- Пройти шаг за шагом всю карьерную лестницу от ассистента до руководителя направления по работе с клиентами.
- Не расти в должности, но обрастать известными и обеспеченными клиентами.
Какие качества нужны хорошему аккаунт-менеджеру
Карьерные достижения менеджера по работе с клиентами во многом зависят от его личных качеств и надпрофессиональных навыков.
Необходимые качества
Хороший аккаунт-менеджер должен уметь вести переговоры, находить компромиссы, взаимодействовать с разными людьми, работать в команде, поскольку вести проект в одиночку невозможно. Потребуется хорошая выносливость и стрессоустойчивость, умение выполнять несколько задач одновременно. Нужно уметь красиво и правильно говорить, грамотно писать.
Такому специалисту понадобятся следующие качества:
- креативность, умение находить нестандартные решения, чтобы решить задачу, поставленную клиентом;
- широкий кругозор нужно уметь общаться на разнообразные темы, чтобы быть на одной волне с заказчиком;
- лидерские качества для эффективного управления командой;
- организаторские способности нужно уметь собрать команду, выполнить поставленные задачи вовремя;
- лояльность умение соединять требования руководителя и заказчика, чтобы сделка была всем выгодна;
- стратегическое мышление умение просчитывать наперед необходимо для понимания того, как предложенные решения повлияют на бизнес заказчика.
Необходимо всегда выглядеть безупречно менеджер по работе с клиентами является лицом компании.
Список профессиональных качеств может расширяться, в зависимости от направленности проекта. Может потребоваться хорошее знание английского языка, опыт работы в SEO. Нужно уметь пользоваться различными трекерами и планировщиками, работать онлайн и офлайн, изучить различные программы для сбора статистики и анализа данных.
В профессию аккаунт-менеджера часто идут выпускники ВУЗов, которые обучались по специальностям, связанным с экономикой, психологией, маркетингом, социологией, рекламой и PR.
Плюсы и минусы профессии
Одно из преимуществ профессии аккаунт-менеджера начинать карьеру можно без опыта и специального образования. Для новичка значение имеют личностные качества харизма, дар убеждения, умение думать на несколько шагов вперед, стремление быть лидером.
Другие плюсы:
- можно получить необходимый опыт для работы на руководящей должности;
- полезные связи в разных отраслях;
- востребованная специальность, которая никогда не потеряет актуальность;
- можно построить успешную карьеру, что существенно отразится на зарплате;
- можно работать удаленно;
- нет холодных продаж.
Но не стоит забывать и о недостатках. Рабочий день аккаунт-менеджера чаще всего ненормированный. Придется отвечать за результат всей команды, нести ответственность перед другими сотрудниками. Часто наступает эмоциональное и профессиональное выгорание, часто случаются стрессовые ситуации.
Большая часть зарплаты это бонусы, поэтому сложно предугадать, какой доход будет в следующем месяце. Профессия однозначно не подходит тем, кто не любит и не умеет общаться, жаждет постоянства и стабильности.
Размер заработка
Размер заработной платы зависит от количества должностных обязанностей контент-менеджера, уровня компании, личностных качеств, числа активных проектов. Чтобы хорошо зарабатывать, нужно нравиться клиентам, уметь быстро находить решения и воплощать их в жизнь. Аккаунт-менеджер это не просто посредник между клиентом и исполнителем. Это творец, талантливый руководитель, целеустремленный и креативный человек.
Хорошо зарабатывают специалисты, которых называют фермерами. Они постоянно развивают существующую клиентскую базу, привлекают новых заказчиков.
Средняя зарплата по России около 90 тыс. руб. Но хорошие специалисты могут зарабатывать и больше 100-200 тыс. руб. Правда, первое время придется поработать ассистентом, средняя заработная плата у которого примерно 20 тыс.
Специалисты типа B2B зарабатывают примерно в 2 раза больше, чем аккаунт-менеджеры B2C.
Профессию аккаунт-менеджера нельзя получить в ВУЗе, немного и хороших курсов по этой специальности. В Россию эта специальность пришла чуть менее 30 лет назад. Поэтому многое зависит от призвания.